Базовая стратегия техасского холдема.

Техасский холдем (Texas Hold’em) считается самым популярным в мире видом покера.

В холдем играют практически во всех крупных казино Европы и США, и, хотя ежегодный Чемпионат мира по покеру (World Series of Poker, WSOP) проводится в разнообразных «категориях», титул Чемпиона мира получает победитель турнира именно по холдему. Уже несколько лет как холдем появился и в Москве, да и «в глубинке» некоторые казино включают его в свои списки предлагаемых игр.

Играют в холдем обычно 6-10 игроков за специальным покерным столом. Круглый пластиковый диск, называемый «баттон» (button), который перед каждой сдачей перемещается на одного игрока по часовой стрелке, определяет положение «дилера». Сидящий слева от дилера игрок ставит до сдачи вслепую, т.е. не видя своих карт, половину базовой ставки (малый блайнд, small blind), а следующий - полную стартовую ставку (большой блайнд, big blind). В московских казино это обычно -, хотя могут встречаться и другие варианты. После этого крупье сдает всем игрокам, начиная с малого блайнда, по две карты взакрытую, и начинается первый тур торговли. Следует сразу отметить, что, в отличие от стад-покера, торговля ведется в строго определенном порядке по часовой стрелке, начиная с игрока, сидящего слева от дилера. Исключение составляет первый круг, перед которым два игрока слева от дилера уже сделали свои «слепые» ставки, и торговлю начинает сидящий за ними, т.е. третий от дилера, игрок.

Каждый из играющих по очереди должен, исходя из своих двух карт, принять один из трех возможных вариантов решений - спасовать (fold), т.е. сбросить свои карты, не претендуя на выигрыш, повторить предыдущую ставку (call), или увеличить ее (raise). Игрок, чья ставка уже равна поставленной предыдущим (например, в первом круге торговли при отсутствии увеличивающих ставку сидящий на большом блайнде) может сказать «чек» (check), подтвердив, таким образом, желание играть и нежелание увеличиваться. После того, как все ставки сделаны, т.е. рэйзы уравнены, оставшиеся сказали «чек», остальные игроки сбросили карты, а это может занимать несколько кругов, на середину стола сдаются три карты в открытую, и начинается следующий тур торговли. Эти три карты, называемые флоп (flop), являются общими и принадлежат всем оставшимся в игре. После этого тура торговли, который также может проходить в несколько кругов, сдается следующая общая открытая карта - торн (turn, или иногда fourth street), следующий тур торговли, а затем и пятая общая карта - ривер (river, или fifth street). После нее проходит последний тур торговли, предъявление закрытых карт и определение победителя, который получает весь банк (за исключением процента казино, который обычно составляет около 3%).

Ограничения по ставкам зависят от подвида игры (low-limit, pot-limit, no limit), но в большинстве московских казино, где играют в холдем, в денежной (не турнирной) игре распространено правило «подъем ставки - не выше чем на половину банка». Следует также заметить, что «передавить кушем» в холдеме невозможно - если вам при выигрышной, на ваш взгляд, карте, не хватает фишек, чтобы ответить на последний рэйз, при словах «ол ин» (all in) крупье делит банк на две части. В одной из них, на которую вам хватило денег, вы участвуете, остальное будут делить между собой оставшиеся игроки. Если к этому моменту вы с противником остались вдвоем - ему просто сразу возвращают из банка «лишние» поставленные фишки.

В комбинацию игрока может входить любое количество как общих, так и своих закрытых карт. Естественно, в комбинации (а играют обычные покерные комбинации в привычном порядке старшинства) не может быть больше пяти карт. Это важный момент – в комбинации могут участвовать две, одна или ни одной из закрытых карт игрока, при этом общее число играющих карт не может превышать пяти. На последнем WSOP на турнире по холдему в мае 2001 года (между прочим, со вступительным взносом в 000 и суммарным призовым фондом около 000 000) на второй день, уже после отсева более половины игравших, произошел поразительный случай. После флопа и торна на столе лежали разномастные 9-10-J-K. Торговля закончилась, т.к. оба остававшихся игрока поставили в банк все свои фишки. Один из играющих открыл свои две Q, предъявляя образовавшийся стрэйт. Второй бросил закрытые карты и выскочил из-за стола. Когда крупье открыл пятую карту, еще одну Q, которая дала стрэйт на столе, т.е. ничью, догнать второго игрока и сообщить ему эту новость уже не удалось. Так что будьте внимательны - даже последняя карта (если вы до нее доторгуетесь, а когда это нужно, мы обсудим в дальнейшем) может кардинально изменить ситуацию.

Вот и все правила этой замечательной игры, одного из самых захватывающих видов покера, по праву считающегося королем азартных игр. В завершение первой главы хочется заметить, что любой покер (кроме карибского, или, по-нашему, оазиса), в том числе холдем, в отличие от остальных игр, привычных в казино - игра между игроками, а не с казино. Дальше будет рассказано о базовых принципах, стратегии и тактике игры, но не следует забывать и о роли психологии. Не владея техникой, выиграть невозможно. Не понимая психологии противника, невозможно выиграть много. А в покер играют на деньги.

«Любые две карты могут выиграть банк» - такую фразу достаточно часто можно слышать от игроков в холдем. Нельзя сказать, что это неверно, выиграть действительно можно с чем угодно. Имея разномастные 2-7, можно получить на флопе, например, три двойки, и при отсутствии парных торна и ривера победить с однозначно самой сильной рукой. Однако вероятность такого события очень невелика, и при игре всех двухкарточных комбинаций подряд суммарный проигрыш заметно перевесит подобные случайные победы. Давайте посмотрим, с какими двумя картами стоит вступать в игру, а какие выгоднее сбросить сразу.

Как уже отмечалось, в отличие от 5- и 7-карточного стад-покера, в холдеме порядок торговли определяется положением баттона и не меняется по ходу одной сдачи. Поэтому позиция в торговле является одним из определяющих факторов игры, и некоторые карты, которые стоит сбросить в ранней позиции, вполне «играбельны» на последних руках. Чем позже ваш ход, тем больше информации вы имеете, а покер - это игра информации. Конечно, неполной, но информации. Поэтому при изложении базовой стратегии игры мы будем исходить из места игрока относительно баттона за столом: при игре вдевятером первые четыре бокса влево от баттона (включая блайнды) считаются ранней позицией, пятый-седьмой игроки - в средней, а восьмой и девятый - в поздней позиции.

Несмотря на огромное разнообразие сочетаний карт в покере существует всего 169 вариантов стартовых двухкарточных рук. Конечно, при этом мы считаем карты, отличающиеся только мастью, одинаковой комбинацией, т.е. K треф J треф приравниваем к K червей J червей. Если на флопе придут три трефы, то первая из них заметно более выигрышная, но для не обладающих даром пророчества эти руки до флопа равнозначны.

Все эти 169 вариантов можно разделить на пять категорий: пары, соседние карты, «дырявые» карты, одномастные соседние карты и одномастные «дырявые» карты. Если у вас не пара, то ваши две карты могут быть одной или разных мастей, быть соседними или иметь между собой «дыру» в одну или несколько карт. Очевидно, что при соседних картах больше шансов получить стрэйт, а чем больше «дыра», тем эта вероятность уменьшается. При одномастных картах для набора флэша размер «дыры» непринципиален, но старшие карты предпочтительнее по другим причинам.

Итак, двухкарточные руки, с которыми стоит вступать в игру (call) в ранней позиции:

Пары: семерки и выше.

Одномастные: A с K, Q, J или 10
K с Q, J или 10
Q с J или 10
J с 10 или 9
10 с 9.

Разномастные: A с K, Q, J или 10
K с Q или J.


Если вы играете на пятом/шестом/седьмом боксе (при игре вдевятером), то вы в средней позиции и в этом случае играются:

Пары: пятерки и выше.

Одномастные: A с K, Q, J, 10, 9, 8, 7 или 6
K с Q, J, 10 или 9
Q с J, 10, 9 или 8
J с 10, 9 или 8
10 с 9 или 8
9 с 8.


Разномастные: A с K, Q, J или 10
K с Q, J или 10
Q с J или 10
J с 10.


Играя на последних руках, вы имеете преимущество, и поэтому ассортимент комбинаций можно расширить:

Пары: все.

Одномастные: A с чем угодно
K с чем угодно
Q с J, 10, 9 или 8
J с 10, 9, 8 или 7
10 с 9, 8 или 7
9 с 8, 7 или 6
8 с 7 или 6
7 с 6 или 5
6 с 5
5 с 4.

Разномастные: A с K, Q, J или 10
K с Q, J, 10 или 9
Q с J, 10 или 9
J с 10, 9 или 8
10 с 9 или 8.
9 с 8 или 7
8 с 7.

Все эти рекомендации, на первый взгляд достаточно четкие, на самом деле не требуют столь бесприкословного исполнения и не столь стопроцентно оптимальны, как, например, базовая стратегия в блекджеке. Как “любые две карты могут выиграть”, так они могут и проиграть. Более того, подобным образом играть рекомендуется только в том случае, если банк не был увеличен, т.е. никто на предыдущих руках не сделал рэйз. При увеличении же банка тактика несколько меняется, и еще большую роль начинает играть психология.

Если никто на ранних и средних позициях в игру не вошел, то достаточно распространена “атака на блайнды” - рэйз на последней руке (далеко не обязательно с сильнейшей картой) с целью выиграть поставленные вслепую ставки. Блайндеру в этом случае следует исходить из обычной тактики игры в ранней позиции - при соответствующей карте отвечать, в остальных случаях - пас.

Если же рэйз делается на ранних/средних позициях перед вами, то следует ожидать, что у противника может быть сильная карта. Большинство экспертов сходится во мнении, что в такой позиции просто call не оптимален. Слабую руку, конечно, следует сбросить, а при картах средней силы оправдано встречное увеличение ставки - ре-рэйз. Противники могут скинуть свои карты и победа (вместе с блайндами) достанется вам. Call рекомендуется только при очень сильной руке с целью продолжить торговлю и увеличить количество денег в банке.

Когда увеличиваться самому? Холдем - агрессивная игра, и нельзя много выиграть просто уравнивая чужие ставки. Иногда следует брать инициативу в свои руки. Многое зависит от психологии и уровня игры оппонентов, но обычно рэйз имеет смысл при паре A, K, Q, J или десяток, при одномастных A с K, Q или J, или K с Q, а также с разномастными A с K или Q, или K с Q.

Уже упоминавшуюся атаку на блайнды (рэйз на последней руке, когда никто в игру не вошел) можно проводить с любой парой, при A с любой картой, K с Q, J, 10 или 9. При этом есть надежда, что блайндеры карты сбросят, а если кто-то продолжит игру, реален шанс после флопа оказаться с сильнейшей рукой.

Итак, первый раунд торговли пройден, наши карты не отправились в пас, и оставшиеся оппоненты уравняли ставки. Пришло время открывать флоп.

Игра после флопа значительно менее формализуема, чем до него. Открытие флопа - это «момент истины» в холдеме. Конечно, последующие две общие карты могут изменить ситуацию, но после вскрытия флопа игрок видит 5/7, т.е. 71 процент, своих возможных карт. Причем это право досталось всего за один тур торговли - чтобы полюбоваться оставшимися 29 процентами, платить придется гораздо больше. Поэтому первый совет: если флоп не совпал (не улучшил руку) - пас. Естественно, это не касается ситуации, когда все противники сказали «чек», и упускать возможность что-то (четвертую общую карту, торн) получить бесплатно просто глупо. Поэтому «чек» на ранних позициях, но если кто-то из оппонентов делает ставку - пас немедленно. Исключение должно быть только в том случае, если на руках крупная пара, а флоп скорее всего не попадает никому за столом. Но играть при этом надо очень осторожно, чтобы не нарваться с крупной ставкой на те самые «любые две карты», которые могут выиграть. Мир покера полон душераздирающих историй о паре A, проигравших громадный куш абсолютно пустой руке, неизвестно как на ривере натянувшей вторую мелкую пару. Но для того, чтобы при несовпавшем флопе даже со старшей парой на закрытых картах довести банк до крупных размеров, нужно слишком самоуверенно играть. А самоуверенность в покере – прямой путь к бедности.

Слабую пару (семерки и ниже) без совпадений на флопе, особенно если открылись крупные карты, играть обычно не стоит, хотя в ситуации, когда банк большой, а поставить нужно немного, можно попробовать. Вообще при принятии решений в граничных ситуациях следует исходить из соотношения ставки и банка, а также из предположительной силы руки противника.

Совпасть флоп может тоже по-разному. Если в результате на пяти картах получился роял-флэш, стрэйт-флэш, каре, фулл хауз или флэш с максимально возможной старшей картой в руке, беспокоиться стоит не о выигрыше или проигрыше, а о том, как бы выжать из противников побольше денег в банк. Тем, кто при каре после флопа опасается, что торн и ривер могут дать старшее каре оппоненту, лучше выбрать другое хобби. Например, вышивание.

Но, к сожалению, подобные совпадения бывают, мягко говоря, редко (на наших руках. У «врагов» так и сыплются!). Гораздо чаще флоп не дает ничего (еще раз повторюсь – сразу пас) или дает смутную перспективу флэша или стрэйта. В этом случае совет следующий: если не образовалось четырех карт от флэша или двустороннего стрэйта - пас. Вероятность купить две необходимые карты на торне и ривере минимальна. Играть после флопа имеет смысл четырехкарточные комбинации – впереди два хода для получения одной нужной карты.

Конечно, при четырехкарточном флэше следует учитывать силу руки - ведь есть вероятность наличия той же масти у противников. Например, одномастные A-Q на руках - хороший вариант для продолжения игры. При приходе пятой карты в масть флэш однозначно старший (хотя следует обратить внимание на возможность стрэйт-флэша у соперника), A или Q дает сильную пару. Есть теоретический шанс на выигрыш и без совпадений – просто по старшим картам, когда ни у кого ничего нет.

Более многообещающая ситуация в том случае, когда возможны несколько вариантов дальнейшего улучшения. Предположим, на руках 10 треф 9 треф, и флоп приходит 9 червей 8 пик 7 треф. Образовалась старшая на столе пара, потенциальный четырехкарточный стрэйт и три трефы, которых при отсутствии других вариантов недостаточно для надежды на флэш, но в данном случае они становятся дополнительным аргументом. Тут надо играть, и играть агрессивно - и сейчас позиция неплохая, и много шансов улучшиться. Еще один аналогичный пример: рука - A бубны J бубны, а на флопе A треф 9 бубны 4 бубны. Большие шансы на победу и без дальнейшего улучшения с тузовой парой, любая бубна превращает руку в старший флэш, J дает две пары, а A - старшую тройку (в покерной терминологии - сэт).

Уже не раз упоминалась необходимость учитывать, какую руку теоретически может иметь противник. Для этого после флопа и далее всегда следует смотреть, какие две карты дают максимальную комбинацию. Если эти карты в наших руках - прекрасно, а если нет, то есть ли они у соперников? Вполне может быть, что флоп совпадает только с такой парой карт, которую никто не стал бы играть. Хотя «никто» - слишком сильно сказано, противники бывают разные. Понимание игры противника, умение «читать» карты по его действиям, в холдеме, да и в любом виде покера, не менее, а то и более важно, чем базовая стратегия.

Общие правила подъема ставки - в какой позиции просто уравнять, а когда и увеличиться, в целом совпадают с описанными в предыдущих главах. Еще раз повторю, что задача игры – выигрывать не максимальное число банков, а максимальные суммы. Холдем – игра агрессивная, сильные руки приходят не так часто, как хотелось бы, и выжимать в этом случае из противников нужно максимум. Поэтому не сделать рэйз с сильнейшей рукой, когда ясно, что соперник ответит - это недовыиграть, т.е. проиграть. Правда, такая же ошибка - поднять в этой ситуации ставку слишком высоко и спугнуть соперника.

В игре после флопа есть еще одно правило: при относительно сильной руке не надо давать оппонентам возможности дешево улучшиться. Что будет на торне и ривере никто пока не знает, и там вполне могут быть нужные противнику карты, благодаря которым он одержит победу. Если его сейчас можно испугать и заставить сброситься - банк наш. Если же он ответит на крупную ставку, то, по крайней мере, следующие карты ему достанутся недешево. А кто точно сказал, что эти карты ему подходят?

Покер онлайн

 

Покер    Гид по регистрации на PartyPoker      Книги по покеру       Интернет покер        Уроки покера

Конструктор сайтов «Сайт-Менеджер»